Бизнес-мышление*

Н.Б. Покровский
Новый уклад российского государства насчитывает примерно 30 лет. Принципиально новой в этом укладе является предпринимательская деятельность, бизнес-сообщество в широчайшей разновидности. Этот новый институт общества коренным образом изменил, безусловно, в лучшую сторону жизнь страны. В то же время велики масштабы и негативных сторон современной действительности. В ней - бедность значительной части народа и колоссальные дистанции между социальными группами. Не меньше вызывает величина российского гос. бюджета сегодня и то, какой она могла бы быть с учетом ресурсов страны. По оценочным расчетам существующий бюджет примерно в 5-7 раз меньше возможного [1].
Беспокоит и оценка Научного руководителя Института экономики РАН Р.С. Гринберга: «Денег в России много, но мы их «солим», как будто ждем конца света».
Такая специфика реальности, естественно, побуждает оценить созидательные возможности российского бизнес-сообщества. Законы развития любых систем предполагают строгую последовательность различных фаз их состояния. Важно знать, когда такие фазы в жизни России начинаются и когда завершаются, чтобы действовать адекватным образом.
В период с 1993 по 1995 г. мы провели аналитические исследования предстоящего этапа развития страны. Значительный вклад в эту работу внесли блестящие представители петербургской (ленинградской) научной школы, для которой типичен системный подход. В результате была получена Диаграмма развития России до 2015 г. (ДРР). С ДРР начинается каждый номер ЛиК все эти двадцать лет издания. Такое значение содержанию ДРР придал тот факт, что очень быстро мы начали фиксировать подтверждение прогнозов. Типичный пример – в феврале 1998 г. в своей статье мы предупреждали общество о том, что финансовая сфера будет поражена на 70% [2]. Дефолт в августе 1998 г. это полностью подтвердил. Те, кто не обратил внимание на это предупреждение, пострадали очень крупно. Значительно меньше – те, кто обратил.
В 1999 г., анализируя исторический процесс в России, мы получили график «Волны Деструкции в истории России» - чередование фазовых переходов (кризисов) с 21 по 2101 г. [3]. Согласно «Волне» следующий фазовый переход датируется 2034-ым годом. Поэтому так важно понимать основные параметры российского бизнес-сообщества, которое в настоящую эпоху является основным создателем материального благополучия страны.
Только с позиций исторической реальности можно почерпнуть и общие представления о характере современного «бизнес-мышления». Эта самая реальность со всей очевидностью указывает на незначительный исторический возраст российского бизнеса. Европейскому бизнесу более 200 лет. Кроме того, природа российского бизнеса несет следы крайне враждебного отношения к предпринимательской практике в советский период. И, наконец, масштабные научные исследовали показали, что в российском менталитете уважение к труду и стремление к успеху существенно ниже, чем в европейской цивилизации, и для этого есть основательные причины [4], [5].
Стремясь быть максимально понятым, прибегну к аллегории. Исторический возраст российского бизнеса, наверное, ближе к младенчеству, чем к зрелому состоянию. Другая аллегория дополнит первую. Сравнительным путем попробуем оценить, какие стереотипы ближе современному бизнес-мышлению – «колыбельные», когда есть возможность сосать грудь Матери-Страны, или энтузиазм грызть орехи проблем в стремлении к успеху?
Если ради осторожности (в истории нет условий для проб и репетиций) принять первую версию, тогда встает задача – где искать институт, который вместе с институтом бизнеса двинет страну к развитию. Очевидно, это – наука. Поток знаний (информации) из восточного региона Средиземного моря принес Европе эпоху Возрождения.
Вместе с тем очевидно, что бизнес-мышление может интенсивно прогрессировать за счет средств культуры. Практическим путем это показано в работе [6] на конкретных примерах. Разработчики ДРР показали это аналитическим путем в 2000 г., когда впервые в научной практике в количественной форме выявили влияние нематериальных факторов на материальные [7]. Расчетным путем было показано, что 80% экономического эффекта создается за счет базовых категорий культуры – стереотипов этики и эстетики.
Мне кажется, что сегодня мы или уже пришли к необходимому алгоритму успешной деятельности, или встали у его порога. Не цены на нефть принесут стране прочное благополучие, а культурный прогресс бизнес-мышления.
--------
* Я решил написать эту статью на основании 25-летнего опыта работы в отраслевой науке никель-кобальтовой подотрасли, знакомый с практикой промышленных предприятий. Последующие 30 лет в сфере малого предпринимательства многое дали мне в представлениях о природе бизнеса, как способа существования. Статья содержит общие заметки и рассуждения, построенные только на логике. Но многие заметные явления в жизни и исследования других специалистов их подтверждают. Учитывая высокую актуальность способности бизнеса к преобразованию реальности, в чем остро нуждается сегодня страна, и в целях проекта инновационного развития регионов РФ «Импульс», я предпринимаю данную попытку.

Литература

1. Сколько стоит Россия// Личность и Культура. – 2015. – № 5. – с. 7-8.
2. Покровский Н.Б., Сивкова Т.Л., Покровская Н.Н. Россия – черты настоящего и будущего //Мост. – 1998. – № 29, февраль. – с. 17- 19.
3. Покровский Н.Б., Покровский Б.Н. К теории общественных структур (Россия) // Личность и Культура. – 2001. – № 3/4. – с. 14-19.
4. Хагур Ф.Р. Труд и его социальные аспекты в контексте научного знания//Вестник пермского государственного университета. Серия Философия. Психология. Социология. – 2013. – Выпуск 4. – с. 177-182.
5. Чуркина Т.В. Неожиданный взгляд//Личность и Культура. – 2017. – № 3. – с.28.
6. Соколова Д.А. «Социокультурная среда дальневосточных компаний в аспекте их интеграции в бизнес-экосистему Северо-Восточной Азии // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2. 2019. 22–30
7. Этика, Эстетика, Экономика. Под ред. д.э.н. профессора А.В. Чистосердова. СПб ТПП. 2002 г. 420 с.