Импульс – Россия.2034
Методические пояснения к Проекту «Импульс»
Список литературы, упоминаемой в данном тексте, опущен, т.к. он дается в основном материале.
Системный подход в проекте «Импульс» (далее «Проект») определил Условия инновационного развития региона и значимость этих Условий, что отражено в их последовательности в Таблице 1.
Условия инновационного развития регионов РФ
Таблица 1.
Место по значимости | Условие эффективного развития региона. Далее в тексте «Условие» |
1 | Информация – определяет порядок в системе. Противоположным «порядку» является «беспорядок». «Беспорядок» наращивает величину Энтропии системы, ее хаос. Для части специалистов может быть убедительным такой аргумент: «Сначала было Слово. И Слово было у Бога». |
2 | Движение – обеспечивает процессный путь к цели. Противоположность движению – неподвижность – устраняет из реальности, которая существует во времени (и пространстве). |
3 | Наука (Знание) – обеспечивает осмысленные действия. Их противоположность – бессмысленные действия, см. Условие 2. |
4 | Фундаментальные основания – служат критериями для применения знаний. Локальные знания могут быть неполными для конкретной ситуации, а неполнота вносит элементы хаоса, см. Условие 1. Конкретный пример: этимологически понятие «экономика» состоит из понятий «эко» – материальная среда обитания (целостная совокупность условий существования), и «ном» – закон. Закон – это порядок, см. Условие 1. |
5 | Гражданский фактор – именно социум реализует исторические законы. Фундаментальный фактор развития (движения), см. Условие 2. |
6 | Культура – среда обитания общества, см. Условие 4. Частично интегрирована в сферу образования и науки. Фундаментальный фактор среды обитания, см. Условия 2–4. |
7 | Бизнес – деятельный, созидающий институт общества. Фундаментальный фактор производительного потенциала страны, см. Условия 1–6. |
В Таблице 2. приведен основной инструментарий Проекта.
Основной инструментарий Проекта.
Таблица 2.
№ п/п | Название инструмента (проекта программы) и какие Условия реализуются по перечню 1–7 в Табл. 1. | Содержательная часть |
1 | «Адаптивный налоговый курс» (2015 г.). Условия: 2–4, 7. | Стимулирующая налоговая система в целях максимальной продуктивности капитала и совокупного социально-экономического эффекта. Сайт: http://ank-2025.ru |
2 | «Промышленный сектор – бизнес, наука, власть, страна» (2019 г.). Условия: 2–7. | Всероссийская линейная интернет-конференция, которая является стартовой площадкой для создания блока «бизнес-наука-власть», промышленной политики высоко инновационного и конкурентоспособного профиля. Воспроизводится отраслевой формат советской науки для устойчивого развития страны в целом. Сайт: industry-russia.ru |
3 | «Сельская Россия» (2015 г.). Условия: 1-3, 5-7. | Служит интересу городских жителей к занятию сельским хозяйством и создает внешние условия, которые этому способствуют. Освоение пустующих земель. Сайт: www.сельскаяроссия2020.рф). |
4 | «Торжок-проект» (2018 г.). Условия: 1-3, 5-7. | Развитие малого города средствами информационных технологий. Сайт: www.torzhok-proekt.ru). |
5 | «Поиск». По оценке Минобрнауки РФ (письмо № 12-ПГ-МОН-16919 от 31.08.2012 г.) проект «Поиск» «будет способствовать мобилизации интеллектуальных ресурсов регионов России на повышение качества государственного управления». (2011 г.). Условия: 1-4, 6-7. | Интернет-конференции обширной тематики: «Национальное образование как фактор инновационного пути развития России в XXI веке». «Здоровье человека и медицина». «Модернизация в России: этика, эстетика, экономика – грани бытия, исторический опыт, современность, перспективы, прикладной аспект». «Научно-технический и культурный базис устойчивого курса инновационного развития России в XXI веке». «СМИ – как структура интересов и живой организм; журналист, редактор – как личность и профессионал, их роли и значения в процессах модернизации». «Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся». «Труд, как категория экономики, социальной практики, культуры». «Малые города страны – проблемы каждого, решения для всех». Круг тем может быть расширен. Сайт: www.poisk2020.ru |
6 | «Невский Меморандум» (2002 г) Условия: 2,3, 6,7. | Разработка и реализация нормативов и критериев, способствующих развитию МСП, см. [2]. |
7 | «Наука – стране» (2006 г.). Условия: 2-7. | В рамках кандидатских и докторских диссертаций проведение комплекса научных исследований. Сайт: www.лик-спб.рф |
8 | «Малый бизнес РФ» (2005 г.). Условия: 3, 5-7. | Содействие развитию МСП практически реализуемыми знаниями. Сайт: www.малыйбизнес2020.рф |
9 | «Интеллектуальный ресурс» (2015 г.). Условия: 2-5, 6. | Демонстрация эффективности системного подходя в решении практических задач. Редакция журнала «Личность и Культура». Сайты: www.лик-спб.рф и http://www.likrus.org/ |
10 | «Проект 808» (2016 г.). Условия: 2,5,6. | Обучение людей различным видам изобразительного искусства в рамках общей просветительской деятельности по вопросам искусства. Сайт: www.culture-people.com |
11 | «Культурный проект 2020» (2020 г.). (Указ Президента РФ № 808). Условия: 2,5,6. Данный проект дополняет группа проектов под названием «Проекты, которые ждут». Эта группа ориентирована на межрегиональные связи и служит национальному единству страны. Группа относится к тому типу разработок, которые упомянуты в Примечании 1. | Полная публикация в статье [3]. Программа «Культура+». Цель - охватить аудиторию сети Интернет в рамках «использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания» (Указ № 808). «Молодежный портал» (для возраста от 7 до 18 лет), «Искусство и мы» (для возраста старше 18 лет). Программа «Кино - людям». Цель - дифференцировано реализовать информационный и культурный ресурс искусства кино с учетом возрастных и социальных параметров человека. Включает: «Кино и учеба» (видеозалы с тематической программой в школах). «Кино +» (бесплатные видеозалы при муниципалитетах для жителей). «Мир Культуры для тебя». Цель - привлечь внимание учащихся (и педагогов) к содержательной части культуры. Донесение информации стендовым методом. «Народные промыслы +». Цель - включение национальных эстетических традиций в систему национальных ценностей. Международный проект «Глобальная культура». Цель - укрепление статуса гуманитарных ценностей в современной цивилизации. |
12 | Программа «Российская культурная навигация» (2011 г.). Условия: 1-7. | Программа включала широкую информацию для общества по культурной тематике, включая ее научное обоснование. Позже вошла в состав программ «Проект 808» и «Культурный проект 2020». |
Примечание 1. «ЗАО «Гуманитарный фонд» не разрабатывает проекты в целевом порядке. Они рождаются в процессе непрерывного научного поиска в области систем. Поэтому все проекты отличаются фундаментальностью и существенно опережают существующие представления. Проект доводится до фазы практической реализации в предметном состоянии и затем может быть остановлен до того времени, когда будет востребован обществом или государством. Примеры: проект «Невский Меморандум» [2], «Народная экономика» [4], «Российский Ренессанс» [5], «Сельская Россия» [6], «Новый курс» [7], «Адаптивный налоговый курс» (АНК) [8].
Проект «Импульс», как «инструментый», является исключением.
Примечание 2. Программа «Глобальная культура» позволяет российским регионам и другим кругам формировать деловые, научные и культурные связи международного формата в целях нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Позиция МИД РФ официально подтвердила такую возможность.
Проект включает также синтез базовых положений из Посланий Президента РФ Совету Федерации РФ за период 2006-2020 г.г., Указа Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» и «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ в 2016 г. Положения из этих документов далее выделены жирным шрифтом.
В Таблице 3. приведен перечень основных проблем (столбец 1), которые решаются инструментами Таблицы 2. (столбец 2). Более детально см. [9].
Таблица 3.
Проблемы страны и их решения средствами проекта «Импульс»
В чем заключается проблема | Решение проблемы, На базе каких проектов, какими средствами, с учетом установок Президента РФ | |
1. Наука. 1.1. В отсутствие отраслевой науки советского типа ослаблена направленность исследований в различных сферах. 1.2. Не завершено структурирование науки в новом формате, что снижает ее продуктивность. 1.3. Недостаточная научная база для ускоренного развития страны. 1.4. Повышена доля несистемных решений, которые ослабляют страну. 1.5. Снижается потенциал региональной науки, что ослабляет сектор в целом. | 1.1. «Наука-стране». 1.2. «Поиск». 1.3. СМИ. 1.4. В рамках других позиций Проекта по п. п.2-5. Эффект – начнем регулярно получать продукт, основанн(ый) на интеллекте и знаниях экономики. Сможем на принципиально ином уровне задействовать источники роста. Достигается выверенный прогноз развития. | |
2. Промышленность. В отсутствие развитой отраслевой науки: 2.1. Слабый инновационный тонус в производственном и коммерческом направлениях. 2.2. Сниженная продуктивность капитала в т.ч. из-за того, что налоговое и неналоговое обременение недостаточно учитывает данный параметр. 2.3. Снижен уровень деловой активности, что отмечено В.В. Путиным и другими компетентными специалистами. 2.4. «В России внедрением новых технологий занимается лишь 4 - 5 процентов предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии - от 70 до 82 процентов», Российская газета - Федеральный выпуск № 0(3414). 26.02. 2004 г. Сегодня ситуация изменилась мало. Это – устойчивое (типичное) свойство. | 2.1. Всероссийская линейная интернет-конференция «Промышленный сектор – бизнес, наука, власть, страна» 2.2. Проект стимулирующей налоговой системы «Адаптивный налоговый курс». 2.3. «Наука-стране». 2.4. «Поиск». 2.5. СМИ. 2.6. Средства цифровой экономики - на основании агрегированных показателей состояния отрасли или предприятия по запросу региональных органов власти федеральная и региональная наука разрабатывают алгоритмы инновационного развития, которые реализуют совместно бизнес, наука и власть. Эффект – сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. | |
3. Сельское хозяйство. 3.1. Земельные ресурсы не используются в значительной степени полной. 3.2.Сельский сектор не структурирован в едином сбалансированном хозяйственном комплексе, что снижает его продуктивность в целом. 3.3. Ослабляется развитие промышленного сектора, оснащающего село. | 3.1. «Сельская Россия» - привлекается интерес людей, науки, МСП в т.ч. средствами СМИ. 3.2. «Наука-стране». 3.3. «Поиск». Эффект – растет привлекательность сельских территорий и спектр их использования в целях страны. Решение проблем безработицы в индустриальном секторе. | |
4. Регионы (как объект управления, включая социальную сферу). 4.1. Не реализуется в полной мере региональный потенциал социально-экономического развития региона. 4.2. Усиливается социальный и культурный дисбаланс в структуре регионов. 4.3. Рост миграции сокращает возможности для структурного развития региона. 4.4. Рост депопуляции в менее благоприятных местах (муниципалитетах) региона. 4.5. Сокращаются возможности для роста уровня управления регионом в целом. 4.6. «Размывается» культурная среда страны. | 4.1. Учреждения РАН (такие как Институт экономики, Институт социологии, Институт проблем народонаселения, Институт философии, Институт научной информации по общественным наукам и др.), Минобрнауки и научные учреждения региона – ведут разработки «Методических рекомендаций» и других нормативов на основе системных подходов. 4.2. «Наука-стране». 4.3. «Поиск». 4.4. СМИ. Эффект – решается задача, чтобы развитие городов стало движущей силой. | |
5. Малые города. 5.1. Недостаточно задействованы собственные ресурсы развития. 5.2. Сокращается возможный диапазон управленческих методов и решений. В условиях завышенной роли института власти снижается его продуктивность. 5.3. Не центрируется развитие села, которое является стимулирующим фактором и для малого города, и для села. 5.4. Ослаблена роль человеческого фактора. | 5.1. «Методические рекомендации по п. 4.1. 5.1. «Торжок-проект». 5.2. СМИ. 5.3. «Поиск». 5.4. Союз малых городов РФ и другие структуры этого профиля. 5.5. Коммуникационная сеть, которая связывает с другими малыми городами и региональными структурами. Эффект – объединение усилий городских, местных властей. | |
6. Бизнес (крупный, средний, малый). 6.1. В настоящее время по объективным причинам российский бизнес принадлежит «первому поколению» с адекватной эффективностью. Продуктом бизнеса является госбюджет и ВВП. Сегодня к.п.д. российского бизнеса ниже потенциала в 5-7 раз и находится примерно на уровне первых паровозов. 6.2. Не реализуются крупные ресурсы страны в материальном, интеллектуальном и духовном плане. Есть риск деградации. | 6.1.Ресурсы п.п. 1-5. 6.2. «Наука-стране». 6.3. «Поиск». 6.4. СМИ – стимулирующее действие к труду и стремлению к успеху на основе примеров успешного бизнеса и уважения к труду. Эффект – решение задачи: «Нам нужно обеспечить такую созидательную мощь, такую динамику развития, чтобы никакие преграды не помешали нам уверенно, самостоятельно идти вперёд». | |
7. СМИ 7.1. Не в полной мере участвуют в решении проблем и ориентации граждан в задачах строительства страны. 7.2. Информационное пространство не в полной мере отвечает задаче созидательной деятельности, стремлению к успеху, сотрудничеству и взаимопониманию. 7.3. По основным направлениям модернизация страны идет замедленными темпами (особенно, в сфере МСП). | 7.1. Редакция журнала «Личность и Культура». 7.2. «Наука-стране». 7.3. «Поиск». 7.4. Администрация региона. 7.5. СМИ федерального и регионального уровня. 7.6. Важен советский опыт. Эффект – осуществим консолидацию усилий всех уровней и ветвей власти, представителей гражданского общества и, конечно же, бизнеса. | |
8. Культура. 8.1. «Снижение интеллектуального и культурного уровня общества». 8.2. «Девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров». 8.3. «Рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения». 8.4. Ориентация на сторонние стереотипы и задачи, которые могут не отвечать интересам страны в настоящем и в будущем. 8.5. Возникла «Необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития» (Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"). 8.6. Усечены возможности культуры в следовании национальным интересам общества и страны. 8.7. Ослаблено интеллектуальное и духовное сотрудничество нации (включая эффекты синергетики). | 8.1. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики". 8.2. Редакция журнала «Личность и Культура». 8.3. «Наука-стране». 8.4. «Поиск». 8.5. «Проект 808». 8.6. СМИ. 8.7. «Культурный проект 2020». (включает международный проект «Глобальная культура»). Эффект - культура становится залогом динамичного социально-экономического развития, обеспечивая «повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития». Эффект – в развитие культуры вовлечено население от детей дошкольного возраста до пенсионеров. Охвачена область от народных помыслов до мирового культурного наследия. | |
9. «Люди». 9.1. Ученые ИС РАН и ИСЭПН РАН констатируют «сокращение возможностей для ускоренной модернизации страны» по линии «проблем развития человеческого потенциала». 9.2. По оценке Г. Грефа есть риск того, что Россия станет «страной-дауншифтером», не способной к развитию (Греф полагает//Личность и Культура. 2016. № 3. С. 18.). | 9.1. «Интеллектуальный ресурс». 9.2. «Наука-стране». 9.3. «Поиск». 9.4. Редакция журнала «Личность и Культура». 9.5. СМИ. Эффект - достигаются продуктивный тип мышления и гармоничные алгоритмы существования в рамках цели - «Измениться должны мы сами». | |
Примечание. Видно, что Проект способствует, в частности, созданию кластеров, в которых по данным газ. Деловой Петербург № 101, 16.06.2010 г. производительность труда выше на 44%, а заработная плата на 29%. Во всем мире кластеры работают при льготном налогообложении. Этот вопрос решается средствами п.п.1,2 в Таблице 2. См. также п. 2.4., столбец 1. |
По Таблице 3 видно, что социально-экономическая, научно-образовательная, коммерческая и управленческая тематика проекта «Импульс» тесно переплетаются со всеми Национальными проектами: Здравоохранение, Образование, Демография, Культура, Безопасные и качественные дороги, Жилье и городская среда, Экология, Наука, Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, Цифровая экономика, Производительность труда и поддержка занятости, Международная кооперация и экспорт. Таким образом, Проект вносит гражданский фактор по всему спектру нацпроектов, служа их успеху по Условию 5 в Табл. 1.
Важным эффектом Проекта является укрепление единства страны и международных связей (Таблица 2. п. 11.). И то, и другое имеет социальный характер.
Реализацию Проекта планируется вести также системными методами с учетом законов самоорганизации систем. Среди них - последовательность обязательных стадий: бифуркация (чередования возникновений случайных факторов, см. Условие 2.), формирование аттракторов («зародыши» будущей системы, см. Условие 1.), формирование целевой структуры по Условиям 3-7.
В итоге естественным путем будет достигнут устойчивый режим инновационного развития региона, который по эффективности существенно превосходит любые теоретические разработки. Инновационное развитие региона будет функциональным продуктом самой структуры региона, максимально реализуя его ресурсы.
Как гражданский проект, «Импульс» не требует бюджетного финансирования за исключением формы частно-государственного партнерства. Основное финансирование обеспечивают заинтересованные стороны – в первую очередь, бизнес.