Социальные предприятия, «Эффект Рокфеллера»


Для зарубежного бизнеса типично участие в решении социальных задач. Джон Рокфеллер считал, что бизнес должен тратить на социальные цели (благотворительность) не менее 10% от своих доходов. Сам он тратил гораздо дольше. Такая щедрость может быть прозаично прагматичной – социальная ориентация позволяет глубоко ощущать общественную среду и успешно действовать в ней. Это поясняет культура – система знаний, ценностей и регулятивов. Продуктивность бизнеса без непосредственного ощущения среды не может быть устойчивой и полноценной. То же самое мы видим в биологии – всем живым организмам необходимы органы восприятия среды. Наиболее примитивные организмы обладают минимальным средствами восприятия. Человеческое сознание – не только чрезвычайно сложный организм. Оно – еще и нелинейно, т.е. даже слабые импульсы могут вызывать в нем мощные эффекты разной направленности. При этом спектр восприятия – это не только простая масса информации, но – и синергетика, т.е. переход в более высокое качество.
Нейронаука указывает на ведущую роль биохимических характеристик нейронов мозга, которые формируются в процессе практической деятельности, включая, конечно, благотворительность.
Можно сказать, что биохимия нейронов формализует алгоритмы мышления. Без новых воздействий логика утрачивает эластичность, коснеет. Наиболее полезно действие дистанцированных факторов, отдаленных от постоянной среды деятельности человека. Они вносят то, что можно назвать Энтропией (мерой хаоса в системе). Доля хаоса снижает уровень формализма и расширяет спектр логических заключений.
Таким образом, близость к социальной проблематике – бесспорный путь к прогрессу. Это, как убедительно показывает практика и наука, «подключает» сознание к живому организму общества, питает его энергией, импульсами и алгоритмами.
Пояснить сказанное могут статьи «Эффект Рокфеллера» и «Социальные предприятия – стране». Во второй статье говорится о двух предприятиях малого бизнеса, которые около тридцати лет приносят уникальные плоды. Одно из них – ПК «Меридиан 2000» – в числе прочих дел смог своими малыми силами обучить росписи по дереву более 4000 человек, которые в трудные годы получили средства к существованию за счет своих художественных изделий. Некоторые люди могут увидеть в числе 4000 символичный смысл, потому что Иисус Христос накормил пятью хлебами также 4000 человек (правда гораздо быстрее).
Другое предприятие – ЗАО «Гуманитарный фонд» – создало, в частности, инструменты, которые позволят открыть новую страницу в истории России. Они составили проект «Импульс», который делает реальным прогноз разработчиков: «Россияне – самые благополучные и успешные в мире» (см. «Личность и Культура». 2012 г., № 4.). О таких перспективах в предметном плане сегодня не помышляет практически никто. Разработчики «Импульса», анализируя особенность исторического пути России, установили закономерность фаз ее развития, которую отобразили в виде графика «Волна Деструкции в истории России» с 21 по 2101 г. По версии разработчиков Россию может ожидать беспрецедентный расцвет и роль локомотива новой цивилизации.
Оба предприятия совместно дали миру проект «Глобальная культура», который способен преобразить цивилизацию. Необходимость в этом проявляется все острее.
Успехи Д. Рокфеллера по-своему подтверждают значение социального фактора. Подробнее эта тема рассмотрена в статье «Эффект Рокфеллера». 
Все сказанное вместе, возможно, побудит российский бизнес обратить на него пристальное внимание.